Арбакеш+

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Оценка предпринимательской деятельности

  1. Главная
  2. |
  3. Статьи
  4. |
  5. Оценка предпринимательской деятельности

Оценка предпринимательской деятельности Как вычислить реальную стоимость существующего предприятия? На сегодняшний день для этого применяется много разнообразных методов и подходов. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что ни один из них не является полностью универсальным, поэтому достичь объективности оценки можно лишь при использовании сразу нескольких технологий расчета.

Выбор подхода

В международной практике определение стоимости предприятий проводится на основе трех главных подходов: затратного, доходного и сравнительного.

Для каждого из них используются свои методы при обязательном соблюдении определенных условий:

  • Доходный подход оценивает бизнес по имеющимся проектам и ожидаемым от них доходам.
  • При затратном подходе учитываются расходы на создание предприятия, а также оценку существующих материальных и нематериальных активов.
  • Сравнительный подход – это, как и следует ожидать, сравнение объекта оценки с аналогичными ему компаниями.

Выбор метода

Метод выбирают в зависимости от наличия определенных сведений об объекте оценки: есть ли возможность определить текущие доходы и дать прогноз по будущим, есть ли у предприятия существенные финансовые и/или материальные активы и пр.

Если прогнозирование доходов невозможно или, к примеру, доходность предприятия находится в прямой зависимости от заключения договоров на поставки товаров/услуг, оценка бизнеса осуществляется на основе стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости.

Стоимость чистых активов – это сумма имеющихся активов предприятия за вычетом дебиторской задолженности, кредитов и иных финансовых обязательств.

Ликвидационная стоимость – это рыночная стоимость активов на момент их продажи с вычетом издержек. Обычно она используется в том случае, если компанию планируется ликвидировать.

Если есть возможность спрогнозировать доходы бизнеса (то есть на товары или услуги предприятия есть стабильный спрос), рекомендуется применять методы, базирующиеся на изучении доходов, либо сравнительные, с помощью мультипликаторов. Мультипликаторы могут быть рассчитаны, если оценщик может найти определенное число предприятий, аналогичных оцениваемому.

Быстрая оценка с помощью метода капитализации прибыли

Достаточно показательной по своим результатам может быть оценка бизнеса, проведенная с помощью метода капитализации прибыли. Она также позволяет вычислить минимальную стоимость готового предприятия при его продаже.

В основе данного метода лежит оценка прибыли, которую можно получить, инвестировав определенные средств в оцениваемый бизнес, и ее сравнение с прибылью от аналогичных инвестиций в иные сферы предпринимательской деятельности.  В расчет также входит текущий процент по депозиту в банке.

Для наглядности можно использовать следующую формулу:

КП=ЧП/Е,

где КП – капитализация прибыли, ЧП – чистая прибыль после уплаты налогов за предыдущий год, а Е – ставка дисконтирования.

Ставка дисконтирования может быть вычислена разными путями в зависимости от сложившихся обстоятельств. В данный показатель входят минимально гарантированная степень доходности, процент инфляции, а также коэффициент уровня риска.

Определение ставки дисконтирования может приниматься как средневзвешенная стоимость капитала, альтернативная или требуемая доходность. Более правильным считают применение сразу двух методов.

Метод капитализации доходов наиболее эффективен в период стабильности в экономике, в то время как при кризисе суммы доходов могут быть отражены некорректно из-за спекуляций со стороны руководства предприятия. В кризисные периоды рекомендуется пользоваться другими методами, о которых мы расскажем в следующих статьях.

Что мы можем предложить