Арбакеш+

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии

  1. Главная
  2. |
  3. Статьи
  4. |
  5. Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии

Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии

Для тех, кто за рулем по крайней мере пару лет, уже давно не характерны иллюзии вроде «тише едешь, дальше будешь». Нет, конечно, никто не будет спорить, что превышение скорости само по себе – опасная штука. С другой стороны, нет никаких гарантий, что остальные будут столь же аккуратны на дороге, как и вы. Как и невозможно утверждать на 100%, что даже при таких идеальных условиях, когда все водители соблюдают ПДД, не возникнет какая-либо случайность, способная привести к авариям. Поэтому специалисты советуют всегда быть морально готовым к любым происшествиям, заранее позаботившись о собственной юридической подкованности на подобный случай.

Так что же делать, если такое неприятное событие, как ДТП, произошло и в вашей жизни? Как себя вести на месте до приезда сотрудников ГАИ и после, пока ими проводится оценка автомобиля? Как не допустить незаслуженного обвинения и минимизировать причиненный вам ущерб?

Первое, на чем мы остановимся, это поведение водителя после аварии. Конечно, речь не идет о тех случаях, когда он получил серьезные физические травмы и нуждается в госпитализации. Мы будем говорить лишь о тех, кто после аварии способен стоять на ногах и мыслить, желательно здраво.

Как правило, есть несколько общих линий поведения для таких водителей:

  • транс, апатия, отчужденность. Такие водители не принимают участие в тех самых основных моментах, определяющих для них последствия аварии, а именно осмотре места дорожно-транспортного происшествия, составлении протокола;
  • предоставление сотрудникам ГАИ полной свободы действий. Это, пожалуй, самый распространенный тип поведения. Такие водители могли бы поучаствовать в составлении протокола, а не подписывать предлагаемые представителями власти чистые листы, если бы не их стеснительность/неопытность/нежелание спорить с гаишниками и т.п.;
  • попытки изменить некоторые детали на месте происшествия до приезда ГАИ. Делается это чтобы представить ситуацию в наиболее выгодном для себя свете. В абсолютном же большинстве случаев от этого становится только хуже;
  • попытка скрыться с места происшествия. Этими водителями движет страх перед ответственностью за их вину в аварии. Иногда таким образом они пытаются скрыть и алкогольное либо наркотическое опьянение. Стоит ли говорить, что такие действия влекут еще более серьезные последствия в дальнейшем;
  • активное, и, что немаловажно, адекватное участие в первичных следственных действиях, составлении протокола. Это наиболее правильная линия поведения, позволяющая водителям отстоять свои права впоследствии.

А теперь рассмотрим конкретные действия, необходимые для достижения вышеуказанных целей.

Добиться максимального подробного описания обстоятельств ДТП в документах

К этим документам относятся:

  • протокол осмотра места ДТП
  • справка о дорожно-транспортном происшествии
  • протокол о техническом состоянии ТС участников аварии
  • показания участников и свидетелей и т.д.

От того, как обстоятельства будут зафиксированы в документах, напрямую зависит итоговое выяснение «кто виноват» и оценка повреждений. Поэтому, во-первых, до прибытия сотрудников ГИБДД не следует что-либо двигать или менять, а также стоит позаботиться о том, чтобы этого не делали другие участники ДТП. Если воспрепятствовать их действиям не удается, укажите на это свидетелям и обозначьте место расположения тех или иных убранных предметов с помощью подручных средств.

Во-вторых, требуйте от гаишников детализированного описания всех деталей – от расположения машин после аварии до освещенности дороги и погодных условий. Все следы должны быть в описании соотнесены с предметами, имеющимися на данном участке дороги: разметкой, обочинами, столбами и т.п.

В-третьих, обратите внимание сотрудников ДПС на техническое состояние машины того участника, которого вы считаете виновником аварии. Нередки случаи, когда виновность устанавливается по отсутствию/нерабочему состоянию каких-либо автомобильных деталей (сломанные фары или поворотники, нешипованная резина зимой и пр.).

В-четвертых, убедитесь, что гаишники правильно описывают повреждения вашего собственного авто. Фразы типа «помято переднее правое крыло» недопустимы. Должно быть указано, как именно и с какой стороны оно помято, есть ли разрыв металла, каковы внутренние повреждения и может ли их быть больше внутри, насколько задеты соседние части автомобиля. Помните, что оплатят вам только указанные в протоколе повреждения, а замечание о вероятных скрытых дефектах даст возможность дополнить сведения в дальнейшем. Стоит ли говорить, что подписывать данные документы следует только после внимательного прочтения, а любые несогласия выразить в замечаниях под основным текстом.

Позаботиться о наличии свидетельских показаний

Еще до приезда ГАИ не будет лишним найти среди пешеходов и водителей других машин свидетелей, которые видели сам момент аварии. Запишите их контактные данные. Будьте готовы к тому, что некоторые из них будут отказываться свидетельствовать из-за нежелания тратить личное время – иногда эта проблема решается предложением компенсировать их затраты по явке в ГАИ или суд.

Удостовериться в засвидетельствовании алкогольного/наркотического опьянения виновника

К сожалению, именно опьянение становится причиной множества аварий, однако у виновника всегда есть шанс скрыть этот факт. Если второй водитель отказывается пройти медосвидетельствование, убедитесь, что сотрудники ГАИ указали это в протоколе. То же касается и явных признаков опьянения – причем здесь не обойтись без свидетельских показаний, так как купить справку, подтверждающую обратное, сегодня не составляет сложности.

Здесь стоит также упомянуть, что если вам также предлагают пройти медицинское освидетельствование, ни в коем случае не отказываетесь (если вы трезвы, конечно), но требуйте его проведения в соответствующем учреждении.

Грамотно составить собственное объяснение

Этот документ сотрудники ГИБДД предлагают самостоятельно написать на месте каждому участнику. Он имеет довольно большое значение, а потому каждая фраза в нем должна быть максимально продуманной. В нем не должно быть ничего неоднозначного и неточного.

Не отказывать себе в подсказке «звонок другу»

Здесь мы имеем в виду, что это замечательно, если у вас есть друзья, родственники или просто хорошие знакомые, которые уже имеют подобный опыт и могут подъехать на место аварии, чтобы помочь вам при оформлении документов.

Вообще такого друга лучше вызвать еще до приезда ГАИ, чтобы в крайнем случае он стал вашим свидетелем. Кроме того, если он захватит тетрадь с ручкой и рулетку, может статься, что другой участник ДТП согласится с совместно проведенными измерениями и составленными схемами и вы сможете без промедления отправиться в ГАИ для оформления.

Нанять адвоката, если виновным считают именно вас

Без помощи профессионального юриста при современной судебной системе обойтись крайне сложно. Правильное составление документов, требование экспертиз, использование определенных неточностей в законах – все это под силу только профессионалам. Привлечение адвоката для отстаивания ваших интересов особенно необходимо, если в аварии были пострадавшие/погибшие, а также в случаях причинения крупного материального ущерба.

Не позволяйте себя обмануть и сами ведите себя честно

Если вы являетесь пострадавшим, не верьте никаким обещаниям виновника расплатиться «потом», да и прямо на месте. В первом случае нет никаких гарантий, что так и будет и вообще что завтра он не заявит, что виноваты в ДТП были вы (а проплаченные свидетели это подтвердят), во втором – что итоговая сумма ремонта не окажется больше, чем он заплатит (это еще если не учитывать, что не все автомастерские соглашаются ремонтировать машины без справок из ГИБДД).

Специалисты советуют решать дело на месте только в случаях незначительных повреждений. Причем виновнику ДТП при передаче денег пострадавшему следует взять расписку об отсутствии претензий к нему.

И еще – помните, что неадекватные действия с вашей стороны обязательно повлекут соответствующую реакцию со стороны оппонентов. Никаким разборкам «по понятиям» не стоит давать ходу – только по закону, официально, через суд и т.д.

Что мы можем предложить