Арбакеш+

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Изменить содержимое

Отправить сообщение

Здесь Вы можете задать свой вопрос. Оставьте, пожалуйста, свои данные, чтобы наши специалисты смогли связаться с Вами!

Методы оценки предпринимательской деятельности в период кризиса

  1. Главная
  2. |
  3. Статьи
  4. |
  5. Методы оценки предпринимательской деятельности в период кризиса

Методы оценки предпринимательской деятельности в период кризиса Методы оценки предпринимательской деятельности в период кризиса

Негативная ситуация в экономике мира в целом и нашей страны в частности делает наиболее объективными три метода определения стоимости бизнеса:

  • сравнительный метод;
  • дисконтирование денежных потоков;
  • оценка убыточных компаний.

Сравнительный подход и мультипликаторы

Оценка стоимости предприятия по сравнительному подходу в определенной мере схожа с оценкой методом капитализации доходов. В обоих случаях основой для проводимого расчета становятся суммы доходов бизнеса. Однако при использовании метода капитализации величина дохода делится на коэффициент капитализации, в то время как при сравнительном подходе она умножается на ценовой мультипликатор.

Мультипликатором называют отношение рыночной стоимости организации к показателю, отражающему результаты ее деятельности. Мультипликаторы могут быть натуральными и финансовыми. Финансовые по своей природе универсальны и могут использовать для определения стоимости бизнеса любой направленности, а вот натуральные действительны только для конкретных сфер. В натуральных мультипликаторах в качестве показателя деятельности могут использоваться мощность или объемы производства, объемы продаж и пр. В финансовых же указывается денежный показатель (например, чистые активы или выручка). Это что касается знаменателя мультипликатора. В качества числителя также могут быть взяты разные величины – например, стоимость одной акции или сразу всех.

Для примера произведем оценку предприятия с помощью мультипликатора Цена/Выручка. Для расчета мультипликатора возьмем данные по аналогичной организации, которую продали за 40 000 000 руб. при выручке за прошедший год в размере 10 000 000 руб. 40/10=4 – это соотношение, на которое нам надо умножить выручку уже нашего оцениваемого предприятия, чтобы определить его стоимость. К примеру, его прибыль за аналогичный период времени составила 15 000 000 руб. Значит, его стоимость равна 60 000 000 руб.

Метод с использованием мультипликаторов позволяет производить расчеты быстро, что обусловило его популярность. Однако следует помнить, что он может иметь довольно большие погрешности при отсутствии достаточного количества аналогичных предприятий либо полной информации о самом оцениваемом бизнесе. Кроме того, не всегда объективны и используемые рыночные показатели.

Дисконтирование денежных потоков

При оценке бизнеса методом дисконтирования прогнозируется движение финансов на пять-десять лет вперед. В процессе учитываются имеющиеся и ожидаемые темпы роста доходов и расходов, а также выбирается ставка дисконтирования. Этот подход опять же во многом похож на метод капитализации прибыли.

Стоит отметить, что правильно спрогнозировать темпы роста доходов и расходов и вычислить ставку дисконтирования довольно сложно, поэтому погрешности могут быть велики. Тем не менее именно это метод показывает наибольшую точность оценки во время экономических потрясений. Исключение составляют только организации, финансовое положение которых крайне нестабильно.

Оценка убыточных компаний

Определение стоимости компаний, переживающих тяжелые в финансовом плане времена, представляет собой отдельную проблему. Как правило, владелец пытается ее продать, а для покупателя она может представлять интерес двух вариантах: если ее активы можно распродать по отдельности либо если она может стать прибыльной частью холдинга благодаря синергетическому эффекту.

При расчете ее стоимости в первом случае применяют метод ликвидационной стоимости, в то время как для второй ситуации больше подходит метод чистых активов.

В целом на стоимость бизнеса влияет огромное число факторов, включая экономические, социальные, политические, а также спрос и предложение, перспективы развития. Для получения объективной оценки следует обращаться к дипломированным экспертам-оценщикам с солидным опытом проведения оценочных мероприятий для определения стоимости предпринимательской деятельности различной направленности.

Что мы можем предложить